В статье поговорим о правилах игры в дартс. Во многом они зависят от того, играете ли вы профессионально, участвуете в соревнованиях, либо используете дротики как способ веселого досуга в кругу друзей и семьи.
Дартс – популярная игра как в кругу взрослых, так и среди детей. В него играют и в компании друзей, и дома, и в барах, клубах. Для одних это просто увлекательное времяпрепровождение, а для других – профессиональный спорт, международные соревнования различного уровня. Освоить дартс может каждый – достаточно знать правила игры, основные требования к инвентарю, его размещению. Только нужно помнить, что есть несколько разновидностей игры с дротиками, и у каждой свои правила.
Общие положения
Дартс – спортивная игра, цель которой заключается в метании дротиков в мишень. В зависимости от того, в какой сектор (зону) попадают дротики игрока, начисляется то или иное количество очков.
Мишень представляет собой круг из сизаля или спресованого волокна агавы диаметром 45 см, толщиной 4 см. Мишень делится на 20 одинаковых по размеру секторов, имеющих цифровое обозначение за пределами игровой части доски. Это очки, которые игрок получает при попадании в данный сектор. Все сектора разделены на 3 зоны:
- игровое поле (сектора белого и черного цвета) – попадание соответствует тому количеству очков, которое обозначено для сектора;
- зона удвоения – небольшой участок в наружной части секторов (между игровым и неигровым полем), попадание в которой удваивает количество очков;
- зона утроения – внутреннее кольцо, делящее сектор на две части, попадание в которое приносит игроку утроенное количество очков.
- «Яблочко» или малое кольцо – попадание в зеленое кольцо «булл» приносит 25 очков, а в красный круг – 50 очков.
В соответствии с правилами мишень устанавливается строго перпендикулярно по отношению к полу на высоте 1,73 м, если считать от центра мишени. Дротики имеют стандартизированную форму, но могут отличаться по размеру, весу и типу оперения. Правилами допускается использование дротиков длиной не более 30,5 см, масса – не более 50 г.
Правила дартса
Игрок, совершающий броски первым, определяется в ходе жеребьевки. На расстоянии от мишени до обозначенной на полу линии метания (2,37 м), спортсмен совершает 3 броска дротика. Бросок считается выполненным, если:
- Дротик остается в мишени в игровом поле, в кольце (зона удвоения, утроения) или в «яблочке».
- Дротик попадает за пределы игрового поля (за пределами наружного кольца удвоения).
- Дротик не попадает в мишень.
Побеждает тот игрок, кто первым достигнет цели. В зависимости от разновидности игры цели отличаются.
Правила игры 301 и 501
В начале игры у каждого игрока уже есть 301 или 501 очко. Цель – списать эти очки посредством попадания в сектора (кольца) и последующего вычитания набранных очков из первоначального количества, т.е. достигнуть «0» очков.
Оканчивать игру нужно обязательно попаданием в «яблочко», набрав 50 очков. Т.е., если в результате бросков игрок набирает больше очков, чем нужно для доведения до 0, то метания дротиков не засчитывается, и счет остается таким, каким был до бросков.
Каждая партия называется лэг. Пять лэгов составляют сет. Победа в сете засчитывается в случае, если выиграны 3 лэга. Финальным победителем признается игрок, выигравший заранее оговоренное количество сетов. Игра «501» полностью идентична версии «301», только «списать» нужно 501 очко. Именно в «501» играют во всех крупных международных соревнованиях.
Другие разновидности дартс
Помимо основной игры, по которой проводятся турниры и чемпионаты международного уровня, если и другие разновидности, больше востребованные в небольших клубах дартса или среди игроков любительского уровня. К ним относятся:
- «Сектор 20». Необходимо набрать максимальное количество очков, попадания только в сектор 20, а также в его удвоение и утроение. Игроку дается 30 бросков. Попадания в другие сектора не засчитываются.
- «Раунд». Цель – поочередное попадание в сектора 1, 2, 3 и т.д. Если игрок с 3-х дротиков попадает в требуемые сектора подряд, то ему предоставляется право совершения дальнейших бросков вне очереди, пока будет соблюдаться очередность в секторах. Зона попадания (игровое поле, кольцо удвоения, утроения) не имеет значения – важен сектор.
- «Тысяча». Здесь засчитываются попадания только в зеленое кольцо или «яблочко», приносящие игроку 50 или 25 очков соответственно. Побеждает тот, кто первым набирает 1000 очков.
- «Большой раунд». Необходимо поочередно попадать в сектора от 1 до 20, но в отличие от «Раунда» в каждой серии из 3-х бросков игроку нужно попадать в свой текущий сектор. В игре учитывается и «яблочко».
- «Все пятерки». В серии по 3 броска игрок должен набрать количество очков, кратное 5. Если сумма равна 5, то засчитывается 1 очко, если 10 – 2, 50 – 10 и т.д. Цель – набрать 51 очко. Если сумма за 3 броска не кратна 5, то попытки не засчитываются.
Турниры и соревнования
Профессиональные игроки участвуют в турнирах, организуемых федерациями дартса. Каждая федерация имеет свой регламент, в котором четко прописаны действующие правила, требования к используемому инвентарю, допустимой технике бросков, а также к самим турнирам. Основными являются Всемирная федерация дартса (World Darts Federation, WDF), Международная федерация дартса (International Darts Federation, IDF), Европейская федерация дартса (European Darts Federation). В России действует ОФСОО «Федерация дартс России».
Если рассматривать правила проведения турниров по версии WDF, то следует учитывать следующие основные моменты:
- Во время проведения турнира ведутся таблицы очков, доступные как игрокам и судьям, членам WDF, так и зрителям, болельщикам.
- После завершения очередного турнира данные по таблицам анализируются, рассчитываются лучшие, средние результаты, после чего информация передается в WDF для изменения сведений в мировом рейтинге спортсменов.
- До начала лэга игроку предоставляется 6 разминочных бросков. Броски выполняются в ту же мишень, которая будет использоваться в данном лэге.
- В зоне метания дротиков одновременно могут находиться только рефери, маркер, судья-секретарь, объявляющий, оператор и игрок.
- Курить, употреблять спиртные напитки как игрокам, так и судьям, персоналу запрещено.
- Сопернику разрешено находится сзади игрока не ближе 60 см.
- Игрок при необходимости может обратиться к рефери в любой момент во время игры для уточнения уже списанных и необходимых для списания очков.
- Протесты по счету принимаются только до выполнения последующего броска дротика.
- В случае если инвентарь утерян или поврежден, и для дальнейшего использования становится непригоден, участнику турнира предоставляется перерыв на 3 минуты, чтобы отремонтировать или заменить дротик.
- Игроки могут взять перерыв на 5 минут, если это в этом есть срочная необходимость, не связанная с заменой инвентаря.
Дартс – увлекательная игра с множеством вариаций. Поэтому, если вы приобретаете инвентарь для дома для всей семьи, то необязательно практиковаться только в классической турнирной версии 501, можно попробовать разные игры и найти наиболее интересный вариант.